Количество и половозрастной состав
По состоянию на 01.03.2021 в учреждении находятся:
93 получателя социальных услуг (37 девочек и 56 мальчиков).
По возрастной группе:
- от 4 до 6 лет – 2 человека;
- от 7 до 11 лет – 18 человек;
- от 12 до 17 лет – 38 человек;
- от 18 до 25 лет – 35 человека.
Свободные места для приема получателей социальных услуг отсутствуют. В очереди на поступление 2 человека.
Медико-социальная реабилитация
Основными направлениями деятельности при осуществлении мероприятий по медико-социальной реабилитации в Учреждении являются:
- обеспечение охранительного режима;
- диагностика и выявление нарушений состояния здоровья получателей социальных услуг;
- профилактика и устранение выявленных нарушений;
- полноценное физическое и психическое развития получателей социальных услуг.
Мероприятия по медико-социальной реабилитации осуществляются на основании следующих лицензий:
- на осуществление медицинской деятельности;
- на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений;
- на осуществлении фармацевтической деятельности.
Учреждение обеспечивает условия жизнедеятельности соответственно возрасту и состоянию здоровья, проведение мероприятий медицинского характера, питание, уход и социально-трудовую адаптацию в следующих структурных отделениях:
- отделении милосердия на 25 человек, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, страдающих грубой соматоневрологической и психической патологией;
- общем реабилитационном отделении;
- отделение социальной реабилитации для проживания инвалидов старше 18 лет, способных к самообслуживанию и деятельности в специально созданных условиях, под надзором и контролем обслуживающего персонала;
- изоляторе или приемно-карантинном отделении на 4 койки для изоляции больных с подозрением на острое инфекционное заболевание до момента госпитализации, или временного пребывания (обследования и наблюдения) после длительного отсутствия в учреждении (5 и более дней), для вновь поступивших в учреждение, нуждающихся в проведении карантинных мероприятиях.
Основными задачами медицинского персонала является сохранение жизни и оздоровление получателей социальных услуг, формирование у них культурно-гигиенических навыков жизни. Медико-социальная реабилитация получателей социальных услуг организована с учетом профиля Учреждения, контингента проживающих лиц.
В соответствии с указанными задачами Учреждение осуществляет следующие функции:
- прием и размещение детей-инвалидов по отделениям с учетом их заболевания, тяжести состояния, интеллектуального дефекта, возраста, проведение мероприятий по их адаптации к новой обстановке;
- активное содействие их социально-психологической адаптации, создание для проживания благоприятных условий жизни;
- уход за получателями социальных услуг в соответствии с установленным Стандартом предоставления социальных услуг в стационарной форме;
- квалифицированное медицинское обслуживание, реабилитацию, своевременную клиническую диагностику;
- организация консультативной помощи воспитанникам и перевода при необходимости в соответствующую медицинскую организацию;
- организация рационального питания получателям социальных услуг, с учетом состояния здоровья и возраста;
- обеспечение постельными принадлежностями, предметами личной гигиены, нательным бельем, одеждой и обувью; предоставление медико-социальных услуг в соответствии с Порядком предоставления социальных услуг в стационарной форме;
- организация ритуальных мероприятий.
Для осуществления указанной деятельности в Учреждении развернуты медицинские кабинеты соответствующего назначения:
- кабинет лечебной физкультуры;
- кабинет медицинского массажа;
- кабинет физиотерапии;
- прививочный кабинет;
- кабинет постовой медицинской сестры;
- кабинет врачей-специалистов (педиатра, психиатр);
- кабинет начальника службы медико-социальной реабилитации.
Оснащение всех кабинетов оборудованием удовлетворительное и соответствует предъявляемым требованиям. В течение года круглосуточное медицинское наблюдение за получателями социальных услуг осуществляется 2 медицинскими постами (процедурные кабинеты 1 и 2 постов). Коллективом службы медико-социальной реабилитации отлажена работа по осуществлению эффективного реабилитационного процесса.
Назначению рационального лечения в кабинете ЛФК всегда предшествует тщательное обследование каждого ребенка: измерение веса, роста, мышечной силы, выявление наличия плоскостопия, сколиоза и др. отклонений в развитии, с последующим проведением оценки функционального состояния организма и подбором корригирующих комплексов лечебной физкультуры в комплексе с совокупности с физиотерапевтическими процедурами и лечебным массажем.
Специалисты ЛФК, массажа и физиотерапии работают в соответствии с разработанной оздоровительной индивидуальной программой, сочетая традиционные методы лечения широко использовали различные виды массажей (лечебный, сегментарно-рефлекторный, шиацу, классический массаж в сочетании с глубоким рефлекторно-мышечным массажем по методике Аксеновой), занятия ЛФК (индивидуальные и групповые) с применением современного медицинского и реабилитационного оборудования.
Существенно облегчить технику массажа, сделать ее приятной для ребенка, сократить время его проведения процедуры и, что самое главное, повысить терапевтическую эффективность массажа позволило внедрение аппарата лимфодренажного массажа и различных массажеров.
Большую эффективность в реабилитации привнесла ингаляционная терапия через небулайзер с беродуалом, лазолваном или амбробене в сочетании с пульмикортом при хроническом обструктивном бронхите, что весьма эффективно при применении у лежачих зондовых детей, так как одним их сопутствующих диагнозов у них является хронический обструктивный бронхит.
В течение 2018 г. каждый получатель социальных услуг получил курс оздоровительного лечения в различных вариантах:
- Фитотерапия + лечебный массаж + физиотерапия;
- Лечебная физкультура + лечебный массаж + тепловые процедуры + физиотерапия;
- Фитотерапия + витаминотерапия + физиотерапия.
Образовательная деятельность
Образовательную деятельность Учреждение осуществляет на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности по уровню образования (дошкольное и начальное общее образование).
На основании следующих документов:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 № 4/15)
В Учреждении разработана адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (вариант 2) и принята на заседании педагогического совета
КГАУ СЗ «Елизовский дом-интернат для умственно отсталых детей» (протокол № 26 от 18.08.2016 г.)
Цель программы: создание гуманной адаптированной и особой лечебно-педагогической среды для учащихся с целью социально – персональной реабилитации их и последующей интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.
Основные задачи программы:
- обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
- организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
- создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
- совершенствование системы кадрового обеспечения.
Также в Учреждении действует Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности. Настоящее Положение регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по адаптированной основной общеобразовательной программе дошкольного и начального общего образования (вариант 2).
КГАУ СЗ «Елизовский психоневрологический интернат для детей «Ягодка» осуществляет образовательную деятельность и обеспечивает получение дошкольного и начального общего образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от четырёх лет до прекращения образовательных отношений.
Организация образовательной деятельности в КГАУ СЗ «Елизовский психоневрологический интернат для детей «Ягодка» направлена на реализацию адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного и начального общего образования (вариант 2) и регламентируется Уставом учреждения, учебным планом, расписанием занятий, режимом дня, которые утверждаются приказом директора.
На каждого обучающегося психолого-медико-педагогическим консилиумом (далее ПМПК) в начале учебного года составляется специальная индивидуальная программа развития (СИПР) на основе адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного и начального общего образования (уровень 2) с учетом психологических и физических возможностей обучающегося.
Календарно-тематическое планирование формируется на основе специальной индивидуальной программы развития (СИПР) каждого обучающегося класса.
Организацию образовательного процесса осуществляют учитель-дефектолог, логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по труду, социальный педагог и воспитатели в соответствии с перечнем обязанностей, установленных должностной инструкцией. Комплектация классов происходит с учётом возраста и особых образовательных потребностей обучающихся. Форма проведения уроков и курсов/ занятий может быть индивидуальная или групповая.
Учебный год регламентируется годовым календарно-учебным графиком, утвержденным приказом директора Учреждения, начинается 1 сентября и длится до 26 мая. Продолжительность учебной рабочей недели: 5 дней в неделю (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница). С 1 сентября по 1 октября предусмотрен диагностический период.
Для профилактики переутомления предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.
В целях рациональной организации каникул утверждается план проведения каникул (на осенний, зимний и весенний периоды времени) и план летней оздоровительной работы (на летний период).
Образовательная деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программе дошкольного и начального общего образования в Учреждении осуществляется в групповых комнатах дома-интерната, творческой мастерской, компьютерном классе, автоклассе, комнатах «ЛЕКОТЕКИ», в логопедических кабинетах, в зале лечебной физкультуры, актовом зале,а также в спальных комнатах для воспитанников отделения милосердия, которые по медицинским показаниям передвигаться самостоятельно не могут.
Количество и соотношение возрастных групп в Учреждении определяются с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников, в группы включаются как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов. В Учреждении 12 групп по 5-12 воспитанников.
В работе с воспитанниками используются следующие современные образовательные технологии:
- информационная технология обучения (кино, аудио- и видео-средства, компьютеры, мультимедиа-проектор). При подаче материала с помощью технических средств значительно повышается эффективность усвоения материала.
- технология «Звучащий мир» (коррекция нарушенных функций через музыку). Музыкальное воспитание направлено непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой активности. Удовлетворение сенсомоторной потребности вызывает у детей интерес к окружающему миру, активизацию эмоциональных реакций на музыку.
- здоровьесберегающие технологии (смена динамических поз, реализация специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление, смена динамических пауз, чередование видов деятельности). Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у детей, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
- игровые технологии (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры). Игра является ведущим видом деятельности детей, поэтому игровые технологии представляют особую ценность, так как наиболее полно удовлетворяют потребностям педагогической практики и самих детей. В работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, игра является оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие.
Методики, используемые в работе:
- методика Марии Монтессори;
- сказкотерапия;
- нетрадиционные техники рисования;
- арттерапия.
Взаимодействие с организациями, волонтерами, благотворителями
На каникулы и выходные дни дети выезжают к родителям и опекунам. Организовывается встреча и общение с учениками средней образовательной школы № 33 г. Петропавловска-Камчатского, со студентами Камчатского университета им. Витуса Беринга, с воспитанниками музыкальных школ г. Петропавловска-Камчатского и п. Николаевка Елизовского района, а также с представителями молодежного отделения общественной организации “Азери”.
В течение всего года приезжают представители творческих коллективов учреждений культуры Елизовского района: ДК “Пограничный”, ДК “Юность” с различными игровыми программами.
Организовываются выездные концерты Камчатской филармонии для наших воспитанников, проводятся спектакли Театра кукол Камчатского края. Планируется и проводится множество поездок-экскурсий, таких как: поход в парк “Сказка” и “Простоквашино”, посещение зоопарка, прогулка в Авачинскую бухту и др.
Также следует отметить участие в краевых и районных фестивалях “Радуга” и “Созвездие”, во Всероссийских конкурсах: “В здоровом теле — здоровый дух”, “Новогодние чудеса” и “Сказка за сказкой”. Дети также являются участниками Международной миротворческой акции “Гирлянда Дружбы”.